Жители Кузбасса стали чаще жаловаться регулятору на навязывание платных услуг кредиторами
За 2021 год в Банк России от кузбассовцев поступило 208 жалоб на навязывание дополнительных финансовых услуг в банках и микрофинансовых организациях. В 2020 году таких обращений было меньше на 9%. В основном люди сталкивались с навязыванием, когда оформляли кредит или заем. В 118 жалобах речь шла о приобретении дополнительных услуг в банках, остальные касались микрофинансовых организаций.
Кроме страховых полисов, банки и МФО навязывали жителям Кузбасса разные дополнительные услуги, причем не всегда финансовые. Например, нужно было дополнительно заплатить за оптимизацию долговой нагрузки, ускоренное рассмотрение заявки, услуги персонального менеджера, купить телемедицину или подключить смс-информирование. Иногда эти сервисы даже входили в бесплатный набор услуг, обеспечивающих выдачу кредита или займа. Например, проверка кредитной истории или внесение в нее информации о новом долге.
«Приобрести дополнительную опцию или отказаться от нее — это решать заемщику. Кредитор, будь то банк, микрофинансовая организация, ломбард или кредитный потребительский кооператив, не имеет права проставлять за клиента в документах «галочки». При этом нельзя отказать в займе или кредите только на том основании, что клиент не стал покупать дополнительные опции. Однако оформление некоторых страховых полисов действительно может склонить решение кредитора в пользу заемщика. Речь идет о страховании от потери работы или дохода, от несчастных случаев и болезней, а также о страховании жизни и т.п. Такие страховки полезны и для клиента, потому что они помогут ему выплачивать долг в сложных жизненных обстоятельствах», — пояснил Сергей Драница, управляющий Отделением Банка России по Кемеровской области.
Он также напомнил, что по закону при оформлении автокредита и ипотеки залоговое имущество страхуется обязательно, отказаться от такого полиса нельзя.
Если же клиент приобрел вместе с кредитным договором дополнительные опции, которые ему оказались не нужны, от них можно отказаться в течение «периода охлаждения» — 14 дней с момента подписания договора. Для этого нужно сначала написать заявление владельцу услуги. Если он не выйдет на контакт или откажется возвращать деньги, необходимо обратиться непосредственно в ту финансовую организацию, где клиент брал кредит. Подробнее о том, как вернуть деньга за навязанную или ненужную услугу, — на сайте «Финансовая культура»
Если кредитор не выдает кредит или заем без оформления дополнительных услуг, необходимо обращаться в Банк России.
Отделение по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации
#финсибирь
- 2 апреля 2022 г. 11:52