Рациональный потребитель
С 11 по 25 марта 2020 г. консультационным пунктом по защите прав потребителей совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора по телефону в городе Междуреченск 8 (38475) 3-29-33, 3-28-61, 6-03-45 будет проведена горячая линия по тематике: «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer») с 09:00 до 14:00 ч.
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Междуреченске, в городе Мыски и Междуреченском районе
Каждый день, совершая покупки в магазинах, пользуясь различными видами услуг (медицинскими, жилищно-коммунальными, образовательными и др.), заключая договоры на выполнение работ, необходимо помнить, что все мы являемся потребителями.
Поэтому немаловажно знать свои права и уметь ими пользоваться.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее Закон), Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать, или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, потребителями не могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (работы, услуги) для своих нужд.
Основным документом, регулирующим потребительские отношения (то есть права и обязанности, ответственность между потребителем, продавцом. исполнителем услуг и т.д.), является Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г., устанавливающий следующие основные права потребителей:
* Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона о ЗПП требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее 2 (двух) лет, и недостатки товара обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 (двух) лет, потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные ст. 18 Закона о ЗПП, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (см. статья 19 Закона о ЗПП).
* Перечень технически сложных товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».
* Существенный недостаток товара (работы, услуги) – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки (см. преамбулу Закона о ЗПП, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей")
* Сроки удовлетворения требований потребителя:
- безвозмездное устранение недостатков – по соглашению сторон, но не более 45 (сорока пяти) дней. Гарантийный срок на товар продлевается на период,в течение которого товар не использовался (со дня обращения с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта) (см. статья20 Закона о ЗПП);
- замена товара – 7 (семь) дней, а при необходимости дополнительной проверки качества – в течение 20 (двадцати) дней. Потребитель вправе присутствовать при проведении проверки качества товара. Если в момент предъявления требованиянеобходимый товар отсутствует – в течение месяца. Гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи нового товара потребителю (см. статья21 Закона о ЗПП);
- отдельные требования (соразмерное уменьшение покупной цены, возврат уплаченной за товар денежной суммы, возмещение убытков) – в течение 10 (десяти) дней (см. статья22 Закона о ЗПП)
Порядок предъявления требования (претензии):
Претензия может быть составлена в свободной форме.В претензии должны быть в обязательном порядке указаны:
- наименование продавца и его адрес;
- данные потребителя (ФИО, адрес, телефон);
- описание ситуации - где и когда был приобретен некачественный товар, его стоимость, какие именно недостатки товара обнаружены, обстоятельства их обнаружения;
- в случае если товар приобретен по кредитному договору, его номер и наименование кредитной организации;
- требования потребителя (ст. 18 Закона о ЗПП)
Все необходимые обстоятельства, факты и обоснование претензии должны быть изложены предельно лаконично и четко, подпись инициатора претензии подлежит обязательной расшифровке. При необходимости к претензии прикладываются копии чеков, квитанций, актов и пр.
Документ оформляется в двух экземплярах. Один дляпродавца, другой экземпляр с отметкой о принятии претензии (дата принятия, подпись сотрудника, расшифровка подписи) остается у потребителя.
Претензия направляется по почте заказным письмом с уведомлением или вручаетсяпродавцу в присутствии свидетеля. При отказе продавца принять претензию, свидетель делает на ней отметку о таком отказе, указывает, что претензия оставлена продавцу и заверяет своей подписью.
Если законные требования потребителя не удовлетворены продавцом добровольно в установленные Законом о ЗПП сроки, потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 17 Закона о ЗПП).
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель,- его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законом Российской Федерации о налогах и сборах.
Получить более подробную консультацию по данному вопросу можно у специалистов Консультационного пункта по адресам:
Консультационный центр для потребителей, Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» городе Междуреченске, городе Мыски и Междуреченском районе
г. Междуреченск, ул. Вокзальная, 14
тел.: 8(38475) 3-29-33
г. Мыски, ул. Рембазовская, 4
тел. 8 (38474) 2-20-90
- 16 марта 2020 г. 15:45