Все для фронта, все для Победы

Все для фронта, все для Победы

Трагическое время Великой Отечественной войны для Кузбасса стало временем рывка в развитии индустрии.

Прирастали населением

В Кемерово к осени 1942 года прибыло 20,5 тысячи эвакуированных граждан, в Сталинск — 19,5 тысячи, в Осинники — 21,8 тысячи. А по данным переписи 1939 года в Осинниках проживало чуть более 25 тысяч человек. По сути, появляются вторые Осинники.

Приезжает большое количество инженерно-технических кадров, которые надо было где-то размещать. И в кратчайшие сроки выдавать промышленную продукцию. В вопросе размещения эвакуированных предприятий возник ряд системных сбоев. Причиной тому были неприспособленные площадки. Предприятия рассредоточивались по всем городам и рабочим поселкам Кузбасса, что затрудняло их кооперацию. Оборудование прибывало не полностью. Приезжала лишь часть рабочих этих заводов, поэтому не хватало специалистов.

На первое августа 1943 года общая численность населения Кузбасса составляла 1,8 млн человек, из которых 1,1 млн или 59,4%, проживали в городах и поселениях городского типа и 752,1 тыс. человек — в сельской местности. Такой исключительно высокий процент городского населения являлся показателем индустриального облика области.

Заводы уезжали в Сибирь

В Кузбасс эвакуируются предприятия из Подмосковья, Донбасса, Ленинграда, Харькова и других. К концу 1941 года прибыло оборудование Орехово-Зуевского завода пластмасс, ленинградского завода «Металлист», часть цехов Харьковского электромеханического завода, Московского салицилового завода.

В Сталинск перебазировались заводы «Днепровспецсталь», ферросплавов им. Либкнехта, основные цехи Дебальцевского и Нижнеднепровского машзаводов, Мариупольского и Новомакеевского коксохимических заводов. Два машиностроительных завода были размещены в Киселевске, в Топках — завод противопожарного оборудования, на станции Промышленная на базе Киевского метизно-фурнитурного завода вырос завод «Спецмашдеталь». В целом по Кузбассу к осени 1942 года было размещено 51 промышленное предприятие (эти цифры разнятся, так как некоторые предприятия были сразу объединены), 35 учреждений и свыше 50 учебных заведений. Это обстоятельство явилось толчком к промышленному развитию Кузбасса.

И за себя, и за Донбасс

В начале войны появляется необходимость в перестройке работы угольной промышленности. Для забойщиков вместо 6-часового дня вводился 8-часовой. Для остальных трудящихся — 11-часовой вместо 8-часового. Увеличился план среднесуточной добычи угля с 70 до 90 тысяч тонн. Известно, что в 1942 году Кузбасс план не выполнял. Было резкое отставание. Историки, экономисты дискутируют на эту тему. Государственный комитет обороны, Центральный Комитет партии пытался выяснить причины. В их числе называют: нарушение обеспечения шахт крепежным лесом, простои механизмов из-за перебоев снабжения запчастями, что вполне понятно, потому что нарушены хозяйственные связи. И, конечно же, уход на фронт высококвалифицированных горняков. Только за второе полугодие 1941 года с шахт бассейна выбыло 11 856 человек, что составило 25% к общему числу рабочих, занятых на добыче угля. На место горняков пришли подростки, пенсионеры и женщины. Начинают формироваться женские бригады. Численность женщин на шахтах повышается до 30%. Привлекаются эвакуированные горняки Донбасса (5-6%), спецпереселенцы и заключенные.

Согласно постановлению Государственного комитета обороны, в конце 1942 года на шахты Кузбасса было мобилизовано 2000 трудопоселенцев из числа немцев, депортированных в Сибирь из Поволжья.

В годы войны получила распространение практика заключения ежегодных договоров угольных объединений и шахт с местными органами НКВД. В отдельные годы на некоторых шахтах удельный вес заключенных в составе шахтерских кадров достигал 20% и более. Их вклад в обеспечение работы угольной промышленности очевиден, но не стоит говорить, что весь Кузбасс был построен руками заключенных и спецпереселенцев из раскулаченных.

Угольная промышленность постепенно наращивала обороты. Если посмотреть на показатели предвоенного времени и в годы войны: выпуск коксующихся углей был увеличен в два раза (6,8 млн тонн в 1940 году, 12,9 млн тонн — в 1945 году). Кузбасс работал и за себя, и за Донбасс.

Подвиг кузнецких металлургов

КМК — единственное в области предприятие, награжденное полководческим орденом Кутузова I степени. В рекордно короткий срок (чуть больше месяца) комбинат освоил выплавку броневого металла в большегрузных мартеновских печах. Задание Государственного комитета обороны страны 1941 года на поставку брони удалось выполнить на 190%, и это была первая большая победа комбината. В 1942 году было освоено массовое производство броневого металла для танков и авиационной промышленности.

Каждая третья тонна чугуна, каждая четвертая тонна стали и проката, полученные страной в эти годы, были произведены кузнецкими металлургами. Из кузнецкого металла военная промышленность смогла изготовить для фронта 100 млн снарядов, 50 тыс. тяжелых танков и 45 тыс. боевых самолетов.

Даешь боеприпасы!

Главной проблемой военного времени являлось обеспечение фронта оружием и боеприпасами. Кемеровский комбинат №392 (впоследствии «Прогресс») выполнил задание третьего квартала 1941 года по выпуску порохов на 104,3% и выдал 3633 тонны этой важнейшей продукции, что составляло 10% от всего производства порохов в стране.

Крупным предприятием Наркомата боеприпасов стал созданный на базе механического завода в Кемерове завод №606. В первую очередь вводилось в эксплуатацию оборудование цеха 23-миллиметровых гильз, цеха по изготовлению 23-миллиметровых бронебойно-зажигательных снарядов и цеха снаряжения снарядов боезарядами.

Каждый четвертый госпиталь

Кузбасс стал и центром тыловой медицины. По данным историка Ю.П. Горелова, планировали открыть 22 госпиталя, а открыли больше 70, но ресурсы были рассчитаны только на 22. Если учесть, что всего в Западной Сибири было развернуто 280 госпиталей, то на нашу долю пришелся каждый четвертый.

С октября 1941 года штатный персонал госпиталей лишился военного довольствия. Это первая военная осень, когда не было нормально работающих подсобных хозяйств при госпиталях. В городах действовала карточная система распределения продуктов. В придачу ко всему осенью 1941 года медицинская промышленность выпускала менее 9% необходимых лекарств. И их начали изготавливать на местных предприятиях. Был организован сбор вещей у населения. Кто чем мог, тем и помогал — посудой, бельем, книгами. По мере развития подсобных хозяйств уже стало легче прокормить и себя, и раненых. При самих госпиталях выращивали скот, имелся и урожай овощей — картофеля, капусты, моркови.

Была кадровая проблема — много врачей было призвано на фронт. 70% медработников были выпускниками учебных заведений Сибири. К тому же около 2/3 врачей были женщинами (каждая вторая — выпускница Томского мединститута). Большую группу специалистов направил Новосибирский институт усовершенствования врачей. А в конце 1941 года в Кузбасс прибыл поток украинских госпиталей с врачами, среди которых были в основном мужчины в возрасте до 45 лет со стажем свыше десяти лет, многие имели ученые степени и звания.

Из лекции доктора исторических наук Александра КОНОВАЛОВА

  • 13 апреля 2021 г. 10:04

Администрация Междуреченского муниципального округа

Контактная информация

652871, Кемеровская область - Кузбасс, г. Междуреченск, пр. Строителей, д.20«А»

приемная главы города
8-(384-75)-2-82-81