Знакомый и незнакомый Кузбасс

Знакомый и незнакомый Кузбасс

Во второй половине XIX — начале XX века наш регион был по большей части аграрный, деревенский, сельскохозяйственный, но с предпосылками индустриального развития. Это был район земледелия, скотоводства и крестьянских кустарных промыслов и ремесел, как, впрочем, и большинство в стране в то время.

Переложное земледелие

Обилие земельных угодий в Кузбассе второй половины XIX века способствовало тому, что крестьянам здесь не требовалось применять никаких специфичных агротехнологий. Земли, удобной для сельскохозяйственной обработки, было еще достаточно много, поэтому в регионе сохранялась «переложная» система земледелия. В течение 3-5 лет местные земледельцы распахивали определенный участок земли, а когда он переставал плодородить, его забрасывали и «перекладывались» на другой. Через несколько лет возвращались к пашенной обработке прежнего, уже «отдохнувшего», земельного участка и т. д. Унавоживания земли местные крестьяне не знали, а если и знали, то не применяли; никакой особой селекционной семенной работы не вели. Это не потому, что были отсталыми, в этом просто не было необходимости. Целинная земля и так давала достаточные урожаи. Большего и не надо было: вследствие отсутствия рынков сбыта сверхурожаи все равно пропадали бы. Таким образом, местным крестьянам не было нужды в интенсификации земледельческого труда.

Великий сибирский путь

Со временем подход к ведению сельского хозяйства был несколько пересмотрен. Все изменили активные крестьянские миграции в регион в период конца XIX — начала XX века, когда сюда прибыли тысячи крестьянских семей из европейских и уральских губерний России. В результате земли стало не хватать, и крестьяне были вынуждены под давлением обстоятельств менять формы землепользования и методы земледелия. Осевшие здесь переселенцы начали массово выращивать картошку, тем более что на землях Мариинского уезда она давала очень хорошие урожаи.

Увеличение посевов пшеницы в начале XX века было связано с тем, что она хорошо «уходила» по Транссибу на запад, поэтому пшеницу стали массово сеять на продажу. Дело в том, что именно пшеница являлась для России ключевым экспортным хлебом. Таким образом, о развитии «капитализма» в сельском хозяйстве Кузбасса можно говорить лишь с того момента, как по его территории прошел Транссиб.

Север — ржаной, а юг — пшеничный

М.Г. Александровский в своих «Очерках природных условий сельского хозяйства Томской губернии» отмечал, что в Мариинском уезде с его суровыми условиями климата и бедными почвами, но прочным снеговым покровом преобладающее место занимала озимая рожь. В Кузнецком уезде достаточно много сеяли яровой пшеницы, требующей много тепла, открытых мест и плодородной почвы. Исключительно в силу специфики почвенно-климатических условий север Кузбасского региона (Мариинский округ) был по большей части «ржаной», а центр и юг (Кузнецкий округ) — преимущественно «пшеничными».

Одно — себе, одно — мыши…

Средняя урожайность зерновых культур и картофеля находилась на уровне «сам-5» — это когда собиралось в пять раз больше, чем сеялось. При урожайности «сам-5»:

• одно зерно потреблял сам человек,

• одно зерно съедали полевая и амбарная мыши,

• одно зерно шло на корм домашнему скоту,

• одно зерно продавалось на базаре для уплаты податей и оплаты повинностей,

• одно зерно оставалось «про запас», поставляясь в хлебозапасные магазины и пополняя общественный семенной и продовольственный фонды, а также оставаясь в личных запасах.

Зачем были необходимы запасы? При неурожаях («сам-2»), условно говоря, одно зерно съедал человек, второе — мышь, на большее не оставалось. И вот тогда крестьянами использовались хлебные запасы.

Худосочный КРС

Во второй половине XIX века в общей массе поголовья 34% составляли лошади, 33% — мелкий рогатый скот, 22 % — крупный рогатый скот и всего 11% — свиньи. Можно предположить, что выращивание свиней было не очень популярным, поскольку за ними требовался уход. К примеру, им нужно было специально готовить пищу, в то время как рогатый скот в основном кормился подножным кормом.

Содержание скота было достаточно примитивным, и это отмечали все переселенцы. Несмотря на достаточно благоприятные пастбищные угодья, следует помнить, что территория Кузбасса в то время была зоной тайги и болот. Поэтому настоящим бедствием для здешнего рогатого скота являлось чрезвычайное обилие кровососущих насекомых: комаров, оводов, слепней и пр. В летнюю жару они изнуряли животных, которые большую часть времени вынуждены были проводить стоя в воде или близ деревни, где гнуса было меньше, но и сочной травы немного. В результате рогатый скот отъедался только в короткий период конца августа — сентября, что было явно недостаточно для оптимального набора веса. Зимнее стойбище домашних животных также не отличалось комфортом. В этой связи рогатый скот в Кузбассе был худосочным и болезненным, вследствие чего подверженным периодическим эпизоотиям. Тем не менее животноводство и в Кузнецком и в Мариинском округах было достаточно развито.

Кузнецкая порода народной селекции

Для перевозок руды, угля, готовых изделий с заводов и рудников в Кузнецком округе, трактовой гоньбы в Мариинском округе требовались сильные и выносливые лошади. Это способствовало проведению большой селекционной работы, когда местные породы скрещивались с тяжеловозами, на которых прибывали в регион переселенцы. Как результат, была выведена кузнецкая порода упряжной лошади. Основные ее характеристики: малорослость, «сбитость», сравнительно крупное телосложение. Она имела достаточно крепкую конституцию, хорошее здоровье, была приспособлена к суровым климатическим условиям. Особенно славились лошади кузнецкой породы, выводившиеся в конных хозяйствах крестьян Карамановых и Переваловых села Бачатского. Повсеместно, в том числе и в европейской России, они использовались для улучшения пород, активно применялись в российской артиллерии.

Таким образом, в Кузнецком районе крестьянами-старожилами была выведена сравнительно крупная, утяжеленная лошадь гораздо раньше появления здесь частных конных заводов и проведения каких-либо правительственных мероприятий по улучшению коневодства.

Кузнецы и столяры — в цене

В 1914 году специалистами Томского губернского кустарного комитета было проведено сплошное анкетно-статистическое обследование промыслов региона. Из 800 селений Кузнецкого уезда кустарные и ремесленные промыслы имелись в 240, в Мариинском — в 240 из 500. Так что в целом они имелись более чем в трети всех кузбасских селений. Занято было 16,5 тыс. человек в 4,5 тыс. домохозяйствах. Промысловая деятельность имела исключительно семейный характер, наемная сила использовалась лишь в исключительных случаях. Зачастую промысел передавался по наследству.

Основной контингент кустарей и ремесленников составляли переселенцы из европейских губерний страны. Ведь старожилы имели налаженное земледельческое хозяйство, а крестьяне-мигранты на первых порах этим похвастать не могли.

Топ-10 кустарных и ремесленных производств по степени своей распространенности выглядел следующим образом: кузнечный, бондарный, сапожный, пимокатный, столярный, портняжный, санный, колесный, дегтярный и овчинный промыслы.

Кузнецы изготавливали сошники, топоры, гвозди, скобки для дверей, ножи, ухваты, кочерги, подковы, сковороды, серпы, веялки, сохи, бороны, молотилки и прочие изделия для сельхозорудий и быта. Средний ежегодный заработок кузнеца составлял порядка 200 рублей в год. Но это был не самый высокий доход — столяр зарабатывал 250 целковых. Бондари делали ведра, кадки, кадушки, бочки, бочонки, жбаны, подойники, ушаты, лохани, шайки, лейки и пр., и получали порядка 50 рублей. Местные сапожники специализировались на производстве сапог, ботинок, бродней, чирок, бутылей. Средний ежегодный заработок сапожника составлял до 150 рублей. Такой же доход получали и пимокаты. В целом заработок промысловика зависел от многих факторов, в том числе во многом и от количества времени, посвящаемого ремеслу.

Целый воз... колбы!

На наших землях были достаточно развиты так называемые добывающие и отхожие промыслы. Так, из 18 тысяч домохозяйств, существовавших в Кузнецком округе в 1887 году, 3 тысячи, то есть каждое шестое, практиковали промысловое пчеловодство — колодное или бортническое. Ореховый промысел был связан со сбором кедрового ореха. Наряду с ним специфическим продуктом, которым с удовольствием весной здесь промышляли, являлась колба. Служащий Алтайского горного округа по должности и знаток природы и публицист по призванию А.А. Черкасов отмечал: «Колбу весною целыми возами привозят из Салаирского края в Барнаул на базар, и ее по обыкновению тотчас расхватывают и простой народ, и любители из интеллигенции. Главная суть этого дикого чеснока заключается в том, что колба крайне полезна как кровоочистительное лекарство и составляет специфическое средство от самой страшной цинги».

В промысловых объемах собирались грузди, рыжики, малина и прочие дары природы Кузбасса. Охотники добывали по большей части рябчиков, тетеревов и белок, а также колонков и бурундуков, реже — волков и лисиц, иногда — медведей. Рыбаки чаще всего ловили «белую» рыбу: щуку, окуня, ерша, плотву, карася, язя и пр. Добытые продукты обычно продавались купцам-перекупщикам, которые везли их в города и на ярмарки.

Из лекции кандидата исторических наук Алексея КАРПИНЦА

  • 15 марта 2021 г. 14:05

Администрация Междуреченского муниципального округа

Контактная информация

652871, Кемеровская область - Кузбасс, г. Междуреченск, пр. Строителей, д.20«А»

приемная главы города
8-(384-75)-2-82-81