15 марта - Всемирный день прав потребителей, с 11.03.2024 по 22.03.2024 будет работать «горячая линия», посвященная Всемирному дню прав потребителей «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей»
15 марта - Всемирный день прав потребителей
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей, в 2024 году девизом которого станет «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей» («Fair and responsible Al for consumers»).
В последние годы искусственный интеллект (далее - ИИ) стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув во многие сферы жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики - банкинга, ритейла, медицины и промышленности.
Развитие ИИ имеет множество преимуществ, в то же время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).
В России разработан Кодекс этики в сфере ИИ – это единая система рекомендательных принципов и правил, предназначенных для создания среды доверенного развития технологий ИИ. Кодекс не определяет этику ИИ, он помогает организовать взаимоотношение людей и компаний в связи с развитием ИИ, носит рекомендательных характер.
Содержание Кодекса базируется на 6 принципах:
- главный приоритет развития технологий ИИ – защита интересов людей;
- необходимость осознания ответственности при создании и использовании ИИ;
- ответственность за последствия применения ИИ всегда лежит на человеке;
- внедрение технологии ИИ там, где это принесёт пользу людям;
- интересы развития технологии ИИ выше интересов конкуренции;
- важна прозрачность и правдивость в информировании об уровне развития технологий ИИ, их возможностях и рисках.
В рамках проведения мероприятий, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей в 2024 г. (далее - Всемирный день), основным ставится вопрос: «Насколько потребители могут доверять «чат-ботам» с генеративным искусственным интеллектом?», поскольку основная задача «чат-бота» – давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получать недостоверную информацию и делать ошибочные выводы.
Для обеспечения эффективной защиты потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых ИИ, нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к их регулированию, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей, в т.ч. особое внимание должно быть ориентировано на потребности потребителей из уязвимых категорий.
С учетом тематики Всемирного дня и закрепленных за Роспотребнадзором полномочий по осуществлению функций, связанных с выработкой и реализацией государственной политики в сфере защиты прав потребителей и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, при организации и проведении соответствующих мероприятий в 2024 г. особое внимание необходимо акцентировать на координирующей роли Роспотребнадзора (в лице его территориальных органов) в обеспечении взаимодействия всех участников национальной системы защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровнях при активном участии общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
Мероприятия, организованные в рамках Всемирного дня, направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых ИИ. В них примет участие Роспотребнадзор совместно со всеми участниками национальной системы защиты прав потребителей, к которым отнесены государственные органы власти, органы местного самоуправления и общественные организации.
С 11.03.2024 по 22.03.2024 будет работать «горячая линия», посвященная Всемирному дню прав потребителей
«Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей» («Fair and responsible Al for consumers»).
Уважаемые потребители!
В связи празднованием 15.03.2024 Всемирного дня прав потребителей, который проходит под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей» («Fair and responsible Al for consumers»), в Управлении Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу (далее – Управление), его территориальных отделах, а также Консультационных центрах и пунктах для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области - Кузбассу» (далее - Консультационные центры и пункты для потребителей) в период с 11.03.2024 по 22.03.2024 будет организована работа «горячей линии» для потребителей по актуальным вопросам защиты прав потребителей, включая вопросы, связанные с защитой потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом.
Консультации можно получить ежедневно по будням с 09-00 час. до 12-30 час. и с 13-30 час. до 16-00 час. (в пятницу до 14-30 час.):
- в Общественной приемной Управления по телефону 8 (384-2)36-96-88, 8-800-300-46-24.
- в отделе защиты прав потребителей Управления по телефонам 8 (384-2)36-29-89, 36-64-88;
- в территориальном отделе управления в г. Междуреченске, г. Мыски и Междуреченском районе по телефону: 8(384-75)6-03-45;
- в Консультационных центрах и пунктах для потребителей ежедневно по будням с 08-00 час. до 12-00 час. и с 13-00 час. до 16-00 час. (в пятницу до 15-30 час.): г. Междуреченск, ул. Вокзальная, д. 14, тел. 8(384-75) 3-29-33.
- 13 марта 2024 г. 14:49