Ответственность за преступления в сфере телефонного мошенничества
Телефонное мошенничество попадает под статью 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (это мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, или злоупотребления доверием). В зависимости от тяжести и обстоятельств преступления за него могут быть предусмотрены штраф в размере до 500 000 рублей, принудительные, обязательные или исправительные работы, либо лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом или без него.
Объективная сторона мошенничества выражается в противоправном безвозмездном изъятии или обращении чужого имущества в пользу виновного или других лиц.
Субъективная сторона данного вида преступления выражается в наличии у преступника вины в форме прямого умысла. Это означает, что мошенник целенаправленно желал завладеть имуществом потерпевшего путем его обмана или злоупотребления доверием.
Распространена схема воровства «на доверии». Так, телефон из объявления о продаже любого имущества немедленно попадает в поле зрения мошенников. И владельцу звонит некий «потенциальный покупатель», готовый платить, не торгуясь, но только на карту. Для этого он просит сообщить её номер, срок действия, CVV-код с обратной стороны карты. И SMS-код из сообщения банка о проведённой операции. Даже если не удаётся получить весь набор информации, недостающие данные восполняются квалифицированными хакерами.
Звонки из якобы службы безопасности банка о совершённой подозрительной операции или сбое в программном обеспечении, который привел к потере средств. Для восстановления счёта и возврата денег якобы необходимы вышеперечисленные данные.
Звонки из якобы правоохранительных органов, якобы расследующих случаи мошенничества по телефону. Цель та же самая — усыпить бдительность и выманить нужную информацию.
Махинации со счетами мобильных телефонов — сообщение или звонок об ошибочном переводе денег на счёт мобильного телефона и просьба вернуть их владельцу. Могут быть даже угрозы обращения в полицию или оператору с требованием блокировки телефона.
Панический звонок о попавшем в беду родственнике обычно случается среди ночи, полусонной жертве сообщают об автомобильной аварии, наезде на пешехода или любых других происшествиях, случившихся с детьми, внуками или просто друзьями. Далее следует просьба о срочной помощи в виде перевода суммы на электронный кошелек или счёт мобильника.
Сообщения о выигрыше в лотерею - новость сопровождается требованием перевода на покрытие технических издержек самой лотереи. Здесь расчет на незнание законодательства РФ, согласно которому все расходы организаторов ложатся на них самих.
Сообщения - «грабители» - SMS с просьбой перезвонить по мобильному номеру, где человеку сообщают якобы должны сообщить важную новость (о выигрыше в лотерею, проблемах с банковской картой, получении наследства). На звонок долго нет ответа, а после отключения обнаруживается, что со счета списана большая сумма. Мошенники используют возможность зарегистрировать сервис с платным звонком. Обычно подобные сервисы развлекательные и обязательно сообщают о платности в рекламе. Но мошенники этого не делают и за любой звонок по этому телефону взимают немалую плату.
Махинации с короткими номерами. При заказе некой услуги абонент получает сообщение, что для ее подключения нужно отправить сообщение на короткий номер такой-то. После отправки со счета списываются деньги. Механизм тот же, короткий номер тоже можно зарегистрировать как платный и не сообщать об этом абоненту.
Телефонные вирусы. Жертве приходит сообщение о том, что ей пришло сообщение в некий мессенджер, и его можно получить, пройдя по ссылке. После чего в смартфон внедряется вирус, получающий полный контроль над гаджетом.
В целях профилактики таких преступлений:
Никому не сообщайте код с обратной стороны карты, коды из SMS, данные для входа в интернет-банк.
Для перевода денег используйте только официальные сервисы банков, платежных систем и торговых площадок.
Не перезванивайте по незнакомым номерам, даже если вам поступил звонок, который был сразу же сброшен.
Звоните в банки и государственные структуры только по их официальным номерам.
Не переходите по подозрительным ссылкам, которые отправляют звонящие.
Если вам позвонили якобы из банка и сообщили о блокировке или других проблемах с картой — сбросьте звонок и перезвоните в банк сами.
Если вам предлагают получить какую-либо выплату — не соглашайтесь на нее сразу, а поищите информацию о ней в других источниках.
Если вы потеряли карту или сообщили подозрительному человеку ее номер — сразу же заблокируйте ее и запросите ее перевыпуск.
Заместитель прокурора города Майоров В.В.
- 10 ноября 2022 г. 11:17