Способы защиты прав граждан в случае нарушения потребительского законодательства
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей.
За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, 50% суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
Рассмотрим простые правила процедуры защиты прав граждан.
Существует два способа урегулирования потребительского нарушения.
Первый - добровольный (претензионный порядок), который реализуется путем направления нарушителю претензии. В этом случае подразумевается, что нарушитель потребительского законодательства должен добровольно исполнить свои невыполненные или некачественно выполненные обязательства, устранить вред, причиненный нарушением обязательств, а также уплатить потребителю финансовых услуг положенные по договору или в соответствии с законом неустойки, пени.
Второй - принудительный (судебный порядок), который реализуется посредством подачи искового заявления в суд.
Претензионный порядок урегулирования споров
Конституция Российской Федерации гарантирует право любого гражданина на судебную защиту. Однако во многих случаях (в соответствии с законом или договором) перед тем, как подать иск в суд, гражданин должен написать претензию в адрес нарушителя.
Впрочем, как показывает практика, рекомендовано в любом случае подавать в адрес нарушителя письменную претензию. Наличие такой претензии всегда позитивно рассматривается судом и увеличивает шансы потребителя на получение серьезных денежных компенсаций от нарушителя его прав.
Претензию необходимо подать в письменной форме. Если вы подаете ее лично в офис организации, обязательно возьмите с собой копию документа, на которой представитель организации должен сделать отметку о принятии документа. Также можно направить претензию заказной почтой с уведомлением о вручении. В текст претензии следует включить требования о выплате компенсации за вред, причиненный некачественной услугой или неоказанием услуги, штрафов и пеней.
Напомню, что в соответствии с п.5 ст.28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" "в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги)... исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа".
При этом общий размер неустойки не может превышать общую цену работ.
Обратите внимание: по Закону о защите прав потребителей нарушитель должен в добровольном порядке удовлетворить справедливую претензию потребителя. Если он этого не сделает, то в случае судебного разбирательства штрафные санкции для него значительно возрастут.
Срок ответа на претензию может быть предусмотрен договором. Если срок ответа на претензию не предусмотрен договором, целесообразно установить этот срок непосредственно в претензии.
Судебный порядок защиты прав потребителя
В случае если нарушитель потребительского законодательства в установленный срок не ответил на претензию или ответил на нее отказом, следует обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности.
Обратите внимание: если спор потребительский, потребитель освобождается от уплаты госпошлины. Кроме этого, потребитель вправе подавать заявление не только в суд по месту регистрации ответчика, но и в суд по месту своего пребывания или регистрации, а также по месту оказания услуги.
По общему правилу исковое заявление подается в суд по месту нахождения ответчика-организации (ст. 28 ГПК РФ).
При позитивном решении суда по иску потребителя нарушитель выплатит неправомерно полученные деньги за неоказанную или некачественно оказанную услугу, неустойку, компенсацию морального вреда, а также штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке. Иногда общая сумма, полученная потребителем, превышает размер первоначального ущерба в два и более раза.
Помощник прокурора Киселева А.И.
- 25 марта 2020 г. 13:12