Кемеровская межрайонная прокуратура

О результатах проверки в ООО «Шахта № 12»

Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в июне 2024 года проведена проверка исполнения ООО «Шахта № 12» (далее – Предприятие) законодательства в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об охране труда в области промышленной и пожарной безопасности.
В нарушение требований частей 1, 2 статьи 7, абзацев 2, 14 части 1 статьи 9, абзаца 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), пунктов 4, 5, 35, 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420, пунктов 4.1 – 4.3 «ГОСТ 31937-2024. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие приказом Росстандарта от 10.04.2024 № 433-ст, на опасном производственном объекте склад ГСМ допущена эксплуатация 5 зданий и сооружений с истекшим сроком безопасной эксплуатации, установленным заключением экспертизы промышленной безопасности (далее – ЭПБ), обследование и мониторинг технического состояния 7 зданий и сооружений Предприятия специализированной организацией не проводились.
В нарушение требований частей 1, 2 статьи 7, абзацев 2, 14 части 1 статьи 9, части 1 статьи 10, абзаца 4 части 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ, части 1 статьи 9, статьи 11, абзаца 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», пункта 212, 602, 619 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436 (далее - Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом), пункта 7 Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд, утвержденного приказом МЧС России от 29.11.2013 № 765, пунктов 4, 5, 35, 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420, пунктов 6, 8, 9, 10, 14 статьи 5 «ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823, в вспомогательной горноспасательной команде: допущены к эксплуатации 19 респираторов изолирующих регенеративных изготовленных в 2004-2010 годах с истекшим сроком службы 10 лет; на аппарат искусственной вентиляции легких ГС-10, отсутствует эксплуатационная документация (паспорт) и заводская идентификационная надпись, содержащая: наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и (или) обозначение машины и (или) оборудования (тип, марка, модель (при наличии)), месяц и год изготовления; на универсальный контрольный прибор УКП-5 1985 года изготовления, прибор ИР-1 1984 года изготовления, отсутствует эксплуатационная документация (паспорт), в связи с чем не представляется возможным оценить техническое состояние данных устройств, их соответствие установленным требованиям безопасности.
Вопрос о проведении экспертиз промышленной безопасности на указанные устройства не разрешался: не заполнена эксплуатационная документация (формуляры) на компрессор кислородный дожимающий КД-8, в связи с чем отсутствуют сведения о продолжительности работы, техническом обслуживании, поверке, и не представляется возможным оценить техническое состояние данного устройства, его соответствие установленным требованиям безопасности, кроме того в составе компрессора КД-8 эксплуатируются 2 манометра с истекшим сроком поверки. Также, не заполнена эксплуатационная документация (паспорта) на насосы ЦНС 850/240.
В нарушение требований частей 1, 2 статьи 8, части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 12, 13, 561, 562 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, фактическое состояние и проекты производства работ строительства и организации водоотливов на участке открытых горных работ «Северный Маганак» не соответствует положениям проектной документации ТП 035.42-21-ПЗ, (установлены 2 насоса ЦНС 850/240, вместо предусмотренных проектной документацией 3 насосов У450-160 и 5 насосов ЦНС 300-300).
В нарушение требований части 3 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ, 
не организовано осуществление авторского надзора организацией, разработавшей проектную документацию на отработку запасов участков недр «Поле шахты 
№ 12» и «Черкасский 2» (объективных причин осуществления авторского надзора иной организацией не представлено).
В нарушение требований частей 1, 2 статьи 7, абзацев 2, 13 части 1 статьи
9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 22, 35, 146 Правил безопасности 
в угольных шахтах, пункта 14 статьи 5 Технического Регламента Таможенного Союза от 18.10.2011 № 823 «О безопасности машин и оборудования»: эксплуатируются насосы ЦНС 300-300, 2017 года выпуска, в отношении которых отсутствует эксплуатационная документация (паспорта), в связи с чем не представляется возможным оценить техническое состояние данных устройств, их соответствие установленным требованиям безопасности; не заполнена эксплуатационная документация (раздел 9 паспорта) на насосы ЦНС 850/240.
В нарушение требований абзацев 2, 11 части 1 статьи 9, части 1 статьи 11, Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 30 Правил безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей, на обогатительной фабрике не внедрена многофункциональная система безопасности.
В нарушение требований абзаца 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 3, 6 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов 
и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утверждённых постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1466, пунктов 12, 13 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, пунктов 33, 38, 48 Требований к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ и формы заявления о согласовании планов и (или) схем развития горных работ, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 537, привлекаются подрядные организации для осуществления работ, связанных с пользованием недрами, без включения их в планы и схемы развития горных работ и согласования с Ростехнадзором, без внесения данных о вышеуказанных подрядных организациях в планы и схемы развития горных работ и согласования их с Ростехнадзором (в протоколе технического совещания по рассмотрению планов развития горных работ Предприятия на 2024 год информация о вышеуказанных подрядных организациях (с указанием вида выполняемых работ) отсутствует.
В нарушение требований абзацев 2, 21 части 1 статьи 9, части 1 статьи 10, Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 41, 632 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, не ознакомлены 
с планом ликвидации аварий на 2024 год 32 работника Предприятия и подрядных организаций.
В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 16 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, на Предприятии не надлежащим образом ведется оформление заданий (нарядов) на производство работ с нарушением требований Положения о нарядной системе Предприятия:
В нарушение требований абзаца 7 части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 3 Правил осуществления маркшейдерской деятельности, утвержденных приказ Ростехнадзора от 19.05.2023 № 186, допущен недокомплект работников в количестве 270 человек, в том числе недокомплект 2 участковых маркшейдеров (проектная численность - 7, фактическая - 5).
В нарушение требований части 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 15, 209, 211, 212, 213, 218, 219, 220 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом в условиях опасного производственного объекта эксплуатируются экскаваторы с неисправным звуковым сигналом: Hitachi EX2600 (зав. № 7065) в период с 15.04.2024 
по 26.04.2024; Komatsu PС 800-8EO (зав. № 65516) в период с 10.06.2024 
по 18.06.2024; Hitachi EX1200-7 (зав. № 7270) в период с 26.04.2024 по 14.05.2024; Cat 395 (зав. № 10267) в период с 07.06.2024 по 11.06.2024; Sany 1250 (зав. № 1518) в период с 01.02.2024 по 06.02.2024.
Также в условиях опасного производственного объекта эксплуатируются экскаваторы в отсутствие средств пожаротушения: Cat 395 (зав. № 10250) в период с 25.03.2024 по 27.03.2024; Cat 395 (зав. № 10053) в период с 06.01.2024 по 18.03.2024; Komatsu PС 400-7 (зав. № 400874) в период с 13.04.2024 по 26.04.2024; Cat 395 (зав. № 10194) в период с 28.03.2024 по 31.03.2024;
Механиком участков не проверяется еженедельно исправность 
и комплектность следующих экскаваторов: Komatsu PS 1250-8 (зав. № 30753) 
в период с 28.02.2024 по 27.03.2024; Hitachi EX1200-7 (зав. № 7278) в период 
с 30.05.2024 по 19.06.2024; Komatsu PC400-8 (зав. № 401043) в период с 08.02.2024 по 23.05.2024 (записи механиком сделаны формально без указания дат осмотра); Komatsu PC400-8 (зав. № 110) в период с 27.03.2024 по 09.05.2024 (записи механиком сделаны формально без указания дат осмотра); Komatsu PS 1250-8 (зав. № 30752) в период с 31.05.2024 по 18.06.2024; Komatsu PС 800-8EO 
(зав. № 003) в период с 29.05.2024 по 17.06.2024 (записи механиком сделаны формально без указания дат осмотра); Sany 1250 (зав. № 1288) в период с 30.05.2024 по 18.06.2024 (записи механиком сделаны формально без указания дат осмотра); Komatsu PS 1250-8 (зав. № 30654) в период с 29.03.2024 по 17.05.2024 (записи механиком сделаны формально без указания дат осмотра); Sany 1250 (зав. № 1278) в период с 02.04.2024 по 08.06.2024.
Книга приема-сдачи смен экскаватора Cat 395 (зав. № 10250) 
не пронумерована и не заверена печатью организации. 
В нарушение требований части 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503, пункта 15 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом на Предприятии не учтен инцидент по факту пожара на экскаваторе 
Komatsu PS 1250-8 (зав. № 30588), возникшего 27.03.2024 в результате выполнения ремонтных сварочных работ, сведения об инциденте не направлены 
в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект. Вместе с тем, отсутствует прошитая, пронумерованная, заверенная печатью организации книга приема-сдачи смен экскаватора за период до совершения инцидента.
В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 58 Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых, пунктов 164, 165, 167, 168, 189, 190 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461, в условиях опасного производственного объекта на обогатительной фабрике эксплуатируются подъемные сооружения - краны мостовые электрические однобалочные подвесные однопролетные, которым не проведено полное очередное техническое освидетельствование: (1-5, 4-4, 2-6, 0-380УС (1ОС), поз. 72); 
(1,0-5,4-4,2-6,0-380 УЗ/10С, поз. 83); (5,0-7,8-6,0-380У2 (1ТС), поз. 122); 
(3,2-5,4-4,2-17,0-380 У2 (1ТХС), поз. 58); (3,2-7,2-6,0-20,0-380 У2 (1ТХС), поз. 635); (5,0-8,8-7,0-12,5-380 У3 (1ТС), поз. 715); (1,0-3,6-3,0-18,0-380 У3 (1ТС), поз. 571/1); (10,0-7,8-6,0-9,0-380 У2 (1ТХС), поз. 103); (10,0-6,0-4,2-9,0-380 У3 (1ТС), поз. 366); (1,0-3,6-3,0-9,0-380 У3 (1ТС), поз. 366/1); (5,0-4,8-4,2-9,0-380 У3 (1ТС), поз. 363); (5,0-7,2-6,0-20,0-380 У3 (1ТС), поз. 33); (5,0-4,2-3,0-6,3-380 У3 (1ТС), поз. 901), сведения о проведении технического освидетельствования не внесены в паспорт.
В нарушение требований части 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 212 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, в условиях опасного производственного объекта на обогатительной фабрике эксплуатируются 3 грохота самобалансных ГВЧ-72 
(зав. № 14, поз. 217; зав. № 16, поз. 248; зав. № 10, поз. 226) без проведения необходимых работ по капитальному ремонту, предусмотренных эксплуатационной документацией при наработке 24 000 часов, включающих полную разборку и дефектацию грохота, сведения о наработке технических устройств не вносятся в паспорт.
В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, части 1 статьи 9, статьи 11, частей 1, 4 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ), пункта 58 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 505, пункта 49 раздела «Измерения физико-химического состава и свойств веществ» Рекомендуемых предельных значений интервалов между поверками средств измерений, утвержденных приказом Росстандарта от 02.07.2019 № 1502, в условиях опасного производственного объекта на обогатительной фабрике в период с января по июнь 2024 года эксплуатируется газоанализатор переносной АТЭСТ 2 (зав. № 3020-21) в отсутствие очередной поверки.
В нарушение требований части 1 статьи 6, части 2 статьи 54, части 1 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент 
о требованиях пожарной безопасности», пунктов 2, 10, подпункта «б» пункта 16, пунктов 13, 26, подпункта «д» пункта 41 Правил противопожарного режима 
в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464, в здании административно - бытового корпуса по адресу: г. Прокопьевск, ул. Маганак, 47: запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (на момент проверки двери эвакуационных выходов были закрыты на ключ); на объекте отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, на момент проверки предоставлена общая для предприятия инструкция о мерах пожарной безопасности; отсутствует акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия 
в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций крыши; в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты; при эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха допущено хранение различных материалов и оборудования; на территории отсутствуют источники противопожарного водоснабжения.
В здании административно - бытового корпуса по адресу: г. Киселевск, 
ул. Нижнезаводская, 2: запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (на момент проверки двери эвакуационных выходов были закрыты на ключ); на объекте отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, на момент проверки предоставлена общая для предприятия инструкция о мерах пожарной безопасности; в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты; при эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха в вентиляционных камерах допущено хранение различных материалов и оборудования.
В здании административно - бытового корпуса по адресу: г. Киселевск, 
ул. Чумова, 2а: на объекте отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, на момент проверки предоставлена общая для предприятия инструкция о мерах пожарной безопасности; в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты; отсутствует акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, на момент проверки акт не был представлен.
В нарушение требований части 6 статьи 99, части 5 статьи 103, статьи 110, абзаца 8 части 3 статьи 214 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в 2023 году продолжительность сверхурочной работы 23 работников разреза превысила 120 часов в год.
Вопреки требованиям абзаца 9 части 3 статьи 214, статьи 221 ТК РФ, пунктов 3, 4, 10 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н, «Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви…», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.08.2013 № 341, 98 работников Предприятия не обеспечены средствами индивидуальной защиты.
Генеральному директору ООО «Шахта № 12», внесено представление об устранении федерального законодательства, которые находится на рассмотрении. Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.

Заместитель межрайонного прокурора Ю.Н. Моор

  • 24 декабря 2024 г. 8:31

Администрация Междуреченского муниципального округа

Контактная информация

652871, Кемеровская область - Кузбасс, г. Междуреченск, пр. Строителей, д.20«А»

приемная главы города
8-(384-75)-2-82-81