Информация о результатах проверки АО «Прокопьевский угольный разрез»
Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в марте 2024 года проведена проверка исполнения АО «Прокопьевский угольный разрез» (далее - Предприятие) законодательства в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности.
При проведении проверки выявлены нарушения требований законодательства о промышленной безопасности.
В нарушение требований пункта 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), абзаца 1, пункта 5 абзаца 5 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», на Предприятии не укомплектована в соответствии со штатным расписанием и фактически отсутствует служба главного геолога.
В нарушение требований части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 558, 559 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (далее – Правила безопасности), утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436, введенных в действие с 01.01.2023 на предприятии, в полном объеме не реализована многофункциональная система безопасности (далее - МФСБ).
В нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 57 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов», (далее «Правила обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов») утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 № 439, на предприятии не создана специальная группа по мониторингу и прогнозу устойчивости бортов, уступов, откосов.
В нарушение частей 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 25 Правил обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов, по результатам проведенного гидрогеологического изучения (участка недр), на предприятии не разработаны мероприятия по управлению режимом подземных и поверхностных вод, влияющих на устойчивость бортов, уступов, откосов и способы дренажа месторождения.
В нарушение требований абзаца 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 3, 6 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1466, пунктов 12, 13 Правил безопасности, пунктов 33, 38, 48 Требований к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ и формы заявления о согласовании планов и (или) схем развития горных работ, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 537, на Предприятии привлекается подрядная организация ООО «Промсервис» для осуществления работ, связанных с пользованием недрами, без включения в планы и схемы развития горных работ и согласования с Ростехнадзором (в протоколе технического совещания по рассмотрению планов развития горных работ Предприятия на 2024 год информация о вышеуказанной подрядной организации (с указанием вида выполняемых работ) отсутствует.
В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 590, 593 Правил безопасности, на Предприятии отсутствует контроль за осуществлением мероприятий по радиационной безопасности, оценка радиационной обстановки на участке открытых горных работ Предприятия в последний раз проводилась в 2017 году.
В нарушение частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 10 Правил организации и осуществления производственного контроля, пункта 9 Правил безопасности, главный маркшейдер не аттестован по промышленной безопасности в областях А.1, Б.5.1, Б.6.1., участковый маркшейдер не аттестован по промышленной безопасности в областях А.1, Б.5.1, Б.6.1, Б.6.4
В нарушение требований части 1 статьи 9, частей 1, 2 статьи 7, частей 1, 4 статьи 11, частей 1, 5 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 4, 35, 36 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420, пунктов 6, 8, 9, 10, 14 статьи 5 «ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823, в условиях Предприятия эксплуатируются технические устройства с истекшим сроком службы в отсутствие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а именно: насос центробежный секционный ЦНСР 850-240, два агрегата электронасосных центробежных шламовых 6Ш8, аппарат искусственной вентиляции легких «Горноспасатель - 10», компрессор кислородный дожимающий КД-5, индикатор ИР для проверки респираторов.
На Предприятии эксплуатируется газоанализатор на токсичные и горючие газы М02 в отсутствие эксплуатационной документации (паспорта), содержащей сведения о дате изготовления, в связи с чем не представляется возможным установить срок его службы.
В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 58 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 08.12.2020
№ 505 , пункта 14 статьи 5 «ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. «О безопасности машин и оборудования», в эксплуатационной документации 2 насосов центробежных 1Д1250-63 отсутствуют сведения об учете наработки за весь период эксплуатации, в связи с чем не представляется возможным установить ресурс (срок службы) технических устройств.
В нарушение частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 35 Правил безопасности, водитель автомобиля, 2 горнорабочих на маркшейдерских работах, горнорабочий разреза, грузчик, занятый на погрузке угля, электрогазосварщик, приемосдатчик груза и багажа не ознакомлены с действующим планом ликвидации аварии.
В нарушение требований части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 96, 97, 102, 106 Правил безопасности при визуальном осмотре, в районе профильных линий 197-203 западного борта участка открытых горных работ и вдоль нижнего яруса внутреннего отвала в профильных линиях 23-28 выявлены признаки эндогенного пожара (проталины, дымление). Опасные зоны не зарегистрированы в установленном порядке;
При изучении книги указаний маркшейдерской и геологической службы, 29.01.2024, 27.02.2024 специалистами маркшейдерской службы выданы предписания о работе в опасных зонах, по факту ведение горных работ в опасных зонах не планировалось и не осуществлялось.
В Мероприятиях по обеспечению безопасного ведения горных работ и ликвидации опасной зоны № 5.22 (высокий уступ) на участке открытых горных работ в графической части, контур опасной зоны на плане и на разрезе не соответствуют между собой;
Опасные зоны № 4.13 и № 4.17 зарегистрированы в журнале учета опасных зон 22.07.2019 и 11.11.2021 соответственно. Для обеспечения безопасности ведения горных работ не составлен «Проект наблюдательной станции» для проведения инструментальных наблюдений в целях контроля распространения деформаций в зоне прибортового массива.
В нарушение требований части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 89 Правил безопасности опасные зоны «эндогенный пожар» на местности не обозначены предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами.
В нарушение требований части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 102 Правил безопасности не разработана документация по ликвидации опасных зон, а также мероприятия по обеспечению безопасного ведения горных работ в опасных зонах «эндогенный пожар»;
Мероприятиями по обеспечению безопасного ведения горных работ и ликвидации опасной зоны 14.4 (эндогенный пожар) на участке открытых горных работ, утвержденными главным инженером в 2023 году, не предусмотрена ликвидация опасной зоны 14.4. Указанные мероприятия не содержат сведений о том как будут организованы наблюдения (кем, когда и в какие сроки, где отражаться будут результаты контроля) за изменением горно-геологической обстановки до ликвидации опасной зоны 14.4.
В нарушение требований частей 1, 2 статьи 8, части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 12, 13 Правил безопасности, в карьерном водосборнике № 1 эксплуатируется насос центробежный секционный ЦНСР 850-240, не предусмотренный проектной документацией.
В нарушение требований части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 12, 42, 125 Правил безопасности, проект № 080324 на бурение взрывных скважин буровой установки DML LP-1200 № 9189 не утвержден главным инженером и не согласован заместителем директора по производству.
В нарушение требований частей 1, 2 статьи 9, частей 1, 4 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 133, 211 Правил безопасности, подпунктов «а», «е», «к» пункта 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168, на Предприятии не осуществляется надлежащий производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности подрядной организацией ООО «Промсервис» (субподрядной организацией ООО «Терра Трейд»), эксплуатирующей в условиях Предприятия буровую установку DM-30, подъемные канаты которой не подвергаются наружному осмотру механиком участка не реже одного раза в семь дней, о чем свидетельствует отсутствие записей в журнале осмотров канатов. Кроме того, машинистом буровой установки перед началом работ не проверена буровая установка на исправность и комплектность, о чем свидетельствует отсутствие записи в книге приема-сдачи смен.
В нарушение требований части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 133, 211 Правил безопасности, при обследовании буровой установки
DML LP-1200 установлено, что: не соблюдается периодичность проверок на исправность и комплектность – еженедельно (один раз в семь дней) механиком участка; подъемные канаты не подвергаются наружному осмотру механиком участка не реже один раз в семь дней; все противопожарные средства (огнетушители ОП-8) в количестве 3 штук просрочены.
В нарушение требований части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 211, 220, 246 Правил безопасности, при обследовании гидравлического экскаватора KOMATSU PC-1250-8 №30711 установлено, что: не соблюдается периодичность проверок на исправность и комплектность – еженедельно (один раз в семь дней) механиком участка; таблица звуковых сигналов, нанесенная на кузов экскаватора, не читаема.
В нарушение требований части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 130, 141, 169, 524 Правил безопасности, участок пробуренных скважин в районе профильных линий 140-147 не огражден предупредительными знаками.
При обследовании внешнего отвала «Южный» установлено, что: мачта освещения не заземлена; допущено складирование снега и мусора в породные отвалы; допущена одновременная работа в одном секторе на отвале бульдозера и автосамосвала «КамАЗ».
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности.
В нарушение требований абзаца 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 1 части 1 статьи 6, части 2 статьи 37, статьи 51, части 3 статьи 52, статьи 54, частей 1, 10 статьи 83, части 3 статьи 86, частей 1, 3 статьи 88, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), таблицы 24 Приложения к Федеральному закону № 123-ФЗ, пункта 6.2.14 Свода правил СП 10.13130 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования» утвержденного приказом МЧС России от 27.07.2020 № 559, пункта 5.9 ГОСТ Р 51844-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 № 52-ст., пункта 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, пунктов 6.7.1, 6.7.3, 6.7.4 ГОСТ Р 59639-2021 Национальный стандарт Российской Федерации. «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», пунктов 6.6.3. 6.6.4 ГОСТ Р 59638-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержденного Приказом Росстандарта от 24.08.2021 № 791-ст, на Предприятии допускаются следующие нарушения:
Здание административно-бытового комбината (г. Прокопьевск, ул. Кутузова, д. 2):
- запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- помещение хранения документов (архив) не отделено от общественных помещений дверью с требуемым пределом огнестойкости (не представлены документы, подтверждающие монтаж противопожарной двери организацией, имеющей лицензию МЧС России на данный вид деятельности: «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах»);
- установка клапанов внутреннего противопожарного водопровода не исключает резкого перегиба напорного пожарного рукава при прокладывании в любую сторону;
- рукавные кассеты пожарных шкафов не поворачиваются беспрепятственно в горизонтальной плоскости на угол не менее 90°.
Здание бокса автоколонны № 1 (г. Прокопьевск, ул. Кутузова, д. 2):
- установка клапанов внутреннего противопожарного водопровода не исключает резкого перегиба напорного пожарного рукава при прокладывании в любую сторону;
- рукавные кассеты пожарных шкафов не поворачиваются беспрепятственно в горизонтальной плоскости на угол не менее 90°;
Здание бокса автоколонны № 2 (г. Прокопьевск, ул. Кутузова, д. 2):
- установка клапанов внутреннего противопожарного водопровода не исключает резкого перегиба напорного пожарного рукава при прокладывании в любую сторону;
- рукавные кассеты пожарных шкафов не поворачиваются беспрепятственно в горизонтальной плоскости на угол не менее 90°;
Помещения авторемонтной мастерской (г. Прокопьевск, ул. Кутузова, д. 2):
- установка клапанов внутреннего противопожарного водопровода не исключает резкого перегиба напорного пожарного рукава при прокладывании в любую сторону;
- рукавные кассеты пожарных шкафов не поворачиваются беспрепятственно в горизонтальной плоскости на угол не менее 90°.
Здание административно-бытового комбината (г. Прокопьевск, ул. Участковая, д. 2):
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности (АУПС) по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности - системы оповещения и управления эвакуацией людей по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
- запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов из здания не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
Здание автотранспортного парка (г. Прокопьевск, ул. Участковая, д. 2):
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности (АУПС) по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности - системы оповещения и управления эвакуацией людей по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
Здание механической мастерской (г. Прокопьевск, ул. Участковая, д. 2):
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности (АУПС) по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности - системы оповещения и управления эвакуацией людей по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
- пожарный кран расположен за пределами пожарного шкафа
Здание гаража (г. Прокопьевск, ул. Участковая, д. 2):
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности (АУПС) по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности - системы оповещения и управления эвакуацией людей по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013).
Здание учебного пункта, (г. Прокопьевск, ул. Участковая, д. 2):
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности (АУПС) по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности - системы оповещения и управления эвакуацией людей по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
Здание материального склада № 1, (г. Прокопьевск, ул. Участковая, д. 2):
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности (АУПС) по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности - системы оповещения и управления эвакуацией людей по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
Здание материального склада № 2, (г. Прокопьевск, ул. Участковая, д. 2):
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности (АУПС) по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности - системы оповещения и управления эвакуацией людей по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
Здание контрольно-пропускного пункта, (г. Прокопьевск, ул. Участковая, д. 2):
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности (АУПС) по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013);
- не проведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности - системы оповещения и управления эвакуацией людей по истечении срока службы (акт приемки в эксплуатацию от декабря 2013).
-
В ходе проверки выявлены следующие нарушения законодательства об охране труда.
В нарушение требований статьи 110, абзаца 8 части 3 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), на Предприятии не соблюдается режим труда и отдыха. Так, в октябре-декабре 2023 года 7 работникам тракторно-бульдозерного участка, 21 работнику автоколонны №1, 11 работникам автоколонны № 2, 13 работникам горного участка № 1, всего 52 работникам Предприятия не предоставлялся еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов.
-
В нарушение требований абзаца 10 части 3 статьи 214, части 3 статьи 219 ТК РФ, пунктов 8, 12, 14 Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 № 2464 в журналах регистрации проведения инструктажей участка горных работ № 1 имеют место отметки о проведении повторного инструктажа работникам, фактически отсутствовавшим на рабочих местах (отпуск, больничный лист, выходной). Кроме того, имеет место факт проведения повторного инструктажа работникам участка «Автоколонна № 1» фактически находившимся в отпуске.
-
Вопреки требованиям статей 212, 214, 221 ТК РФ, раздела 1 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам действующих и строящихся шахт, разрезов и организаций угольной и сланцевой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 02.08.2013 № 341н, работники Предприятия не обеспечены смывающими и обеззараживающими средствами, бельем нательным, а также иными средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью.
-
В нарушение части 1 статьи 229.1, части 1 статьи 230.1 ТК РФ, на Предприятии не обеспечено проведение расследования несчастных случаев, относящихся к категории легких в течение трех дней. Так, несчастный случай со старшим механиком произошел 02.02.2024, заключение о степени тяжести получено 05.02.2024, расследование окончено 09.02.2024. Указанный несчастный случай не зарегистрирован в журнале регистрации несчастных случаев.
По фактам выявленных нарушений закона, прокурором директору АО «Прокопьевский угольный разрез» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.
- 23 апреля 2024 г. 8:41