Кемеровская межрайонная прокуратура

О результатах проверки филиала АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез»

Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли проведена проверка исполнения филиалом АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» (далее – Предприятие) требований законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда.

При проведении проверки выявлены нарушения требований законодательства о промышленной безопасности. В нарушение требований частей 1, 2 статьи 7, абзацев 2, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), пунктов 19, 165 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей», утвержденных приказом Ростехнадзора от 28.10.2020 № 428 (далее – Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей), на Предприятии не заполнена эксплуатационная документация (паспорта, формуляры) на сепаратор колесный СКВП 32-500 заводской № 11, на грохоты инерционные ГИСЛ 72 заводской № 5, ГИСЛ 82А заводской № 22, в которых (отсутствуют) сведения об учете наработки за период эксплуатации.

Вопреки требованиям абзацев 2, 11, 14 части 1 статьи 9, статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ, статей 5, 7 части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пунктов 5, 35, 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 №420, на Предприятии эксплуатируются 4 здания (сооружения), с невыполненными мероприятиями предусмотренными заключениями экспертиз промышленной безопасности.

В нарушение требований абзацев 2, 21 части 1 статьи 9, части 1 статьи 10, Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 632 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, 52 работника участка по ремонту  и содержанию автодорог и 1 работник локомотивно-вагонного депо не ознакомлены своевременно с планом ликвидации аварий на 2023 год.

В нарушение требований абзацев 2, 7, 9 части 1 статьи 9, частей 1, 3, 10 статьи 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365, недокомплект работников службы главного маркшейдера составляет 2 человека; 2 инженерно-технических работника не прошли аттестацию в области промышленной безопасности.

Вопреки требованиям абзаца 2 части 1, части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 88, 89, 96, 97, 105 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом:

- вблизи существующей опасной зоны № 228 (эндогенный пожар) на проезжей части технологической автодороги и на откосе яруса внутреннего автомобильного отвала № 2 на горизонте +104 - +180, в профильных линиях 178-238 выявлены очаги эндогенного пожара. Вместе с тем не отстроены измененные границы опасной зоны № 228, с учетом образования новых очагов эндогенных пожаров; измененные границы опасной зоны № 228 не нанесены на планы горных работ и не обозначены предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами, а также не отстроены с учетом образования новых очагов эндогенных пожаров;

- на западном откосе яруса внутреннего отвала на горизонте +253 - +280  в профильных линиях 134-148 (район экскаватора ЭКГ-15 № 49), обнаружена опасная зона (эндогенный пожар), которая не зарегистрирована в журнале учета опасных зон, мероприятия определяющие необходимые меры безопасного ведения горных работ в опасной зоне не разработаны, границы опасной зоны не нанесены на планы горных работ и не обозначены на местности предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами.

- на восточном борту в профильных линиях 254-262, горизонт  +104 - +157 (район экскаватора ЭКГ-35 № 02) в результате сброса воды по откосу уступа, предохранительные бермы засыпаны рыхлыми глинистыми несвязными породами, образована опасная зона - высокий уступ, которая не зарегистрирована в журнале учета опасных зон, мероприятия определяющие необходимые меры безопасного ведения горных работ в опасной зоне не разработаны, границы опасной зоны не нанесены на планы горных работ и не обозначены на местности предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами.

В нарушение требований абзаца 2 части 1, части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 209, 211, 212, 249, 283, 436, 524 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, пункта 14 статьи 5 «ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823: на автосамосвале БелАЗ 75306 № 1047 отсутствует один противооткатный упор; в забое экскаватора ЭКГ-35 № 35 автосамосвал БелАЗ 75306 № 1780 ожидал погрузку в опасной зоне действия ковша; экскаватор ЭКГ-35 № 35 эксплуатируется с нарушениями требований промышленной безопасности, а именно: неисправен огнетушитель (стрелка индикатора в красной зоне); не заземлены электродвигатели обдува шкафов управления НКУ; на экскаваторе ЭКГ-18 № 22 доступная движущаяся часть барабана вспомогательной лебедки не имеет ограждения; на автоотвале «Северный» не заземлена мачта освещения; комплектность и исправность экскаватора Hitachi EX-3600 № 36 не проверяется еженедельно, (в книге приема-передачи смены отсутствуют записи механика участка о результатах проверки); кабельные ворота экскаватора ЭКГ-18 № 22 эксплуатируются с нарушением требований документации организации - изготовителя, а именно: отсутствует жесткая сцепка, имеется видимый изгиб тросостойки; на бульдозере ЧЕТРА Т40 № 10 отсутствуют медицинская аптечка и руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, выданное организацией - изготовителем.

В нарушение требований частей 1, 2 статьи 8, абзаца 2 части 1 статьи 9, абзаца 7 части 1 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 19, 25, 74 Правил безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей, проект противопожарной защиты фабрики не корректировался с 2008 года и не соответствует действующим требованиям промышленной и пожарной безопасности и фактически установленному и применяемому противопожарному оборудованию; истек срок службы автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации зданий и сооружений обогатительной фабрики.

В нарушение требований абзацев 2, 11 части 1 статьи 9, части 1 статьи 11, Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 558, 559, 560 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, пункта 30 Правил безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей, на разрезе и обогатительной фабрике отсутствуют многофункциональные системы безопасности.

В нарушение требований  абзаца 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 3, 6 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утверждённых  постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1466, пунктов 12, 13 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436, пунктов 33, 38, 48 Требований к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ и формы заявления о согласовании планов и (или) схем развития горных работ, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 537, привлекаются подрядные организации для осуществления работ, связанных с пользованием недрами, без включения их в планы и схемы развития горных работ и согласования с Ростехнадзором; в настоящее время горные работы ведутся по проектной документации, которая содержит корректировку организационно-технических решений в части корректировки календарного плана ведения горных работ, введения нового марочного и списочного горнотранспортного оборудования, без внесения данных изменений в планы и схемы развития горных работ и согласования их с Ростехнадзором (в протоколе технического совещания по рассмотрению планов развития горных работ Предприятия на 2023 год информация о вышеуказанных подрядных организациях (с указанием вида выполняемых работ) и проектной документации отсутствует, меры к внесению изменений, дополнений в планы и схемы развития горных работ не приняты.

В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства  об охране труда.

В нарушение требований статей 214, 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктов 1, 3, 13, подпунктов «б», «ж» пункта 16, пунктов 18,  87 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464, не проведен первичный инструктаж 2 работникам участка по переработке и обогащению угля; не проведен внеплановый инструктаж в связи с изменениями должностных (функциональных) обязанностей работников 2 работникам участка по переработке и обогащению угля 2 работникам тракторобульдозерного участка 5 работникам обогатительной фабрики; не проведен внеплановый инструктаж после перерыва в работе продолжительностью более 60 календарных дней 2 работникам тракторобульдозерного участка.

Кроме того, в журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте путевой машинной станции не указано наименование локального акта, в объеме требований которого проведен инструктаж по охране труда. Форма журнала регистрации первичного инструктажа на рабочем месте по охране труда участка паросилового хозяйства не соответствует требованиям действующего законодательства.

При проведении первичного инструктажа на рабочем месте помощник машиниста экскаватора горного участка № 1 не ознакомлен с инструкцией по охране труда.

В нарушение требований абзаца 1 части 3 статьи 214 ТК РФ, подпункта 7 пункта 13, пунктов 57, 105 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Минтруда России   от 28.10.2020 № 753н, пункта 179 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н, пункта 18 Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденных приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 835н, на участке электрификации, энергохозяйства: на таре под производственные отходы отсутствует указание ее номера, назначение, собственная масса и максимальная масса груза; используется строп № 873, не пригодный для эксплуатации; используется лестница №2 с просроченной датой испытания; используются тиски не обеспечивающие надежный зажим изделия; в зоне стоянки и обслуживания автомотрисы служебный проход к выходу из помещения загроможден, оставленные изделия уложены вплотную к стене.

В нарушение требований статьи 110, абзаца 8 части 3 статьи 214 ТК РФ, в сентябре 2023 года 92 работникам Предприятия не предоставлялся еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов, а именно:
 4 работникам управления горных работ, 4 работникам обогатительной фабрики, 62 работникам технологической автоколонны № 2, 4 работникам управления автотранспорта, 2 работникам службы поставки, 13 работникам тракторобульдозерного участка, 3 работникам службы материально технического снабжения.

По фактам выявленных нарушений закона, прокурором директору филиала АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.

  • 18 января 2024 г. 8:01

Администрация Междуреченского муниципального округа

Контактная информация

652871, Кемеровская область - Кузбасс, г. Междуреченск, пр. Строителей, д.20«А»

приемная главы города
8-(384-75)-2-82-81