Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли разъясняет, об ответственности за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
Согласно положениям статей 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. (пункт 1 статьи 3 Закона № 426).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на 4 класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Согласно части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
а) на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
б) лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
в) юридических лиц в размере от 60 000 до 80 000 рублей.
Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает 2 альтернативных состава правонарушения:
а) нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
б) непроведение работодателем специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Объективная сторона административного правонарушения по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ выражается в совершении вышеуказанных действий (бездействии).
Действия (бездействие) лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, подлежат квалификации части 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в связи с невыполнением (ненадлежащим выполнением) одной и той же обязанности, установленной трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение такого же административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет:
а) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
б) на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
в) на юридических лиц -от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Помощник Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли Н.А. Алексеенков
- 31 января 2023 г. 10:50