Ответственность за нарушение законодательства при пересечении Государственной границы Российской Федерации
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» одной из основных задач миграционной политики Российской Федерации является дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.
Административными правонарушениями в области защиты государственной границы могут быть признаны нарушения установленного порядка управления в этой сфере, посягающие на систему обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики, в том числе часть из них касается обеспечения функционирования границы и ее неприкосновенности (часть 3 статьи 18.1, часть 2 статьи 18.2, часть 2 статьи 18.3, статья 18.5, статья 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В законодательстве выделяются нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил:
- пересечения Государственной границы Российской Федерации, порядка следования от нее до пунктов пропуска и в обратном направлении (статья 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в ней (статья 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- въезда либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившегося в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации (статья 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- провоза лиц через Государственную границу Российской Федерации (статья 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Субъектами указанных правонарушений выступают как физические лица (граждане (должностные лица) Российской Федерации, иностранные граждане, апатриды), так и юридические лица. В качестве основного наказания за данные правонарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как правило, предусматривает наложение административного штрафа, в отдельных случаях - предупреждение, административное приостановление деятельности. В качестве дополнительного наказания в ряде составов предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации. Помимо административной ответственности за указанную категорию деяний может наступать уголовная ответственность. Основным составом преступления является незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (статья 322 Уголовного кодекса Российской Федерации). Указанной нормой установлена ответственность за пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, состав преступления образуют указанные действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения. Ответственность за совершение рассматриваемого преступления наступает с 16-летнего возраста. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства. Наряду с этим, статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. В статьях 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность применительно к миграционным отношениям за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации. В качестве наказания за данные преступления предусмотрены как наложение штрафа, так и принудительные работы, лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Старший помощник Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли Моор Ю.Н.
- 26 октября 2022 г. 10:53